ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016-2018 ГОДЫ

Основные направления налоговой политики и основные направления бюджетной политики Челябинской области подготовлены в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8 и 24 Закона Челябинской области «О бюджетном процессе в Челябинской области» в целях составления проекта областного бюджета на предстоящий период.

При их подготовке учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, социальных Указов Президента Российской Федерации от 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, а также Плана антикризисных мер Правительства Челябинской области на 2015-2017 годы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016-2018 ГОДЫ

Итоги реализации налоговой политики

в 2014 году и начале 2015 года

Основным инструментом реализации налоговой политики Челябинской области является разработка и совершенствование регионального налогового законодательства, в том числе в части определения налоговых ставок и регулирования налоговых льгот по региональным налогам.

В последние годы в сложившихся экономических условиях налоговая политика Челябинской области носит стимулирующий характер и нацелена на содействие развитию экономики области и создание импульсов для последовательного роста доходов консолидированного бюджета области.

Так, в 2014-2015 годах сохранили свое действие ранее введенные налоговые льготы по налогам на прибыль и имущество для организаций, реализующих на территории области инвестиционные проекты, а также по упрощенной системе налогообложения в отношении установленных видов деятельности.

С целью создания благоприятных условий для развития на территории Челябинской области малого предпринимательства в 2015-2020 годах установлены «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную системы налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Благодаря этому указанные налогоплательщики приобрели право применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

В рамках совершенствования патентной системы налогообложения в области с 2015 года по большинству видов предпринимательской деятельности снижены размеры потенциально возможного к получению годового дохода для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без привлечения наемных работников. Также реализовано предоставленное федеральным законодательством право дифференциации размеров потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по территориальному признаку, а именно введены понижающие коэффициенты в отношении действия патентов на территории муниципальных образований области, особо нуждающихся в повышении предпринимательской активности.

Для стимулирования инвестиционных процессов в сфере аэропортовой деятельности принято решение об освобождении от уплаты транспортного налога авиационных предприятий в части транспортных средств, используемых на территории аэропортов и не выезжающих на автомобильные дороги общего пользования. Одновременно указанным видом деятельности расширен перечень приоритетных направлений, реализация инвестиционных проектов по которым позволяет организациям при соблюдении установленных условий пользоваться ранее введенными налоговыми льготами по налогам на имущество и прибыль организаций.

Приняты меры по повышению эффективности предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций, осуществляющих благотворительную деятельность на территории области по направлениям, устанавливаемым законом об областном бюджете. В том числе введено ограничение на применение указанных льгот для налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему.

Наряду с мерами, направленными на стимулирование роста налогового потенциала, особое значение придавалось работе по сокращению задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему. В рамках межведомственных рабочих групп по увеличению наполняемости областного и местных бюджетов в 2014 году проведено 647 заседаний, заслушано около 4 тысяч представителей организаций и предпринимателей, имеющих соответствующую задолженность. В результате проведенных мероприятий погашена задолженность на общую сумму 2,2 млрд. рублей. В первом полугодии 2015 года проведено 370 заседаний, на которых заслушано 2,2 тысяч представителей таких организаций и предпринимателей. Объем погашенной задолженности составил 0,9 млрд. рублей.

В целом в непростой экономической ситуации в регионе сохраняется положительная динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области. По итогам 2014 года их прирост к уровню прошлого года составил 7,1%, а в первом полугодии 2015 года отметился более существенный прирост в 13,1% к аналогичному периоду 2014 года.

Во многом положительный результат обеспечивается планомерной реализацией мер, направленных на развитие экономики области и укрепление доходной базы бюджета.

Меры в области налоговой политики в предстоящем периоде

В предстоящем периоде налоговая политика Челябинской области сохранит свои приоритеты и будет направлена на содействие росту доходов консолидированного бюджета области и повышение эффективности налогового законодательства.

В рамках реализации положений Налогового кодекса Российской Федерации в Челябинской области с 2016 года предусматривается переход к исчислению налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом в целях сдерживания в текущих экономических условиях налоговой нагрузки в отношении отдельных категорий субъектов малого предпринимательства, в 2016 году налогообложение указанного имущества исходя из кадастровой стоимости коснется объектов, площадь которых составляет 2 000 и более квадратных метров. Ставка налога в отношении данного имущества составит 1,5 процента, что ниже предельного значения, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, на 0,5 процентных пункта.

В отношении налогообложения исходя из кадастровой стоимости соответствующего имущества организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход и не уплачивавших ранее налог на имущество организаций, вводится переходный период, предусматривающий уменьшение суммы указанного налога в 2016 году на 80 процентов, в 2017 году на 50 процентов и в 2018 году на 25 процентов.

В процессе реализации вышеназванных решений основными задачами является анализ их эффективности, последующая выработка предложений по уточнению с 2017 года критериев налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости и установлению соответствующих ставок налога на 2017 и последующие годы. Также немаловажно обеспечить максимально объективную и всестороннюю переоценку кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, срок завершения которой истекает в 2016 году.

В целях восстановления социального баланса при налогообложении физических лиц, а именно вовлечения в налогообложение объектов недвижимого имущества граждан, приобретенного или построенного ими после 1 января 2013 года, и объектов незавершенного строительства, а также обеспечения перехода к более справедливому налогообложению имущества исходя из кадастровой стоимости, как наиболее приближенной к его рыночной стоимости, с 1 января 2016 года устанавливается единая дата начала применения на территории Челябинской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

С учетом этого органам местного самоуправления предстоит принять и опубликовать до 1 декабря 2015 года решения об установлении соответствующих налоговых ставок. В рамках этой работы ключевой задачей является недопущение как снижения текущего уровня платежей, так и чрезмерного увеличения налоговой нагрузки на жителей области.

В этой связи при определении размеров налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц органами местного самоуправления должны быть детально проанализированы с точки зрения конечной результативности предусмотренные федеральным законодательством возможности по использованию инструментов льготирования граждан, что будет способствовать принятию более взвешенных решений.

В том числе при установлении ставок налога на имущество физических лиц в части коммерческой недвижимости органы местного самоуправления должны придерживаться принципа равенства налоговой нагрузки по такому виду имущества в отношении юридических и физических лиц, применяющих специальные налоговые режимы.

Вместе с тем, переход на новый порядок налогообложения имущества физических лиц несет неизбежные риски уменьшения поступлений по соответствующему налогу в бюджеты муниципальных образований, на территориях которых жилой фонд в большей степени сформирован относительно небольшими индивидуальными жилыми домами. Основной фактор – предусмотренный федеральным законодательством вычет для жилого дома в виде уменьшения при налогообложении кадастровой стоимости на сумму стоимости 50-и квадратных метров общей площади этого дома. В целях минимизации потерь местных бюджетов всеми без исключения муниципальными образованиями, в том числе входящими в группу риска, должны быть приняты исчерпывающие меры по обеспечению максимального охвата подлежащих налогообложению объектов недвижимости физических лиц, включая объекты незавершённого строительства.

Также для обеспечения сбалансированности местных бюджетов на муниципальном уровне необходимо активизировать меры по привлечению резервов их пополнения по всем направлениям. Для содействия этой работе в 2016 году продолжится практика установления на региональном уровне в отношении каждого из муниципалитетов заданий по снижению резервов налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов с ежеквартальным мониторингом этих процессов.

Продолжится работа и по совершенствованию регионального налогового законодательства в целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в Челябинской области.

Сложившаяся практика и современные задачи обуславливают необходимость совершенствования порядка предоставления инвестиционных налоговых льгот по налогам на имущество и прибыль организаций, а также расширения диапазона их действия. В том числе предстоит рассмотреть вопросы стимулирования инвестиционных процессов в отношении индустриальных (промышленных) парков и организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на их территории, а также организаций, являющихся резидентами особых экономических зон и территорий опережающего экономического развития.

Кроме того, в рамках дальнейшего развития малого предпринимательства с учетом изменений федерального налогового законодательства будут рассмотрены вопросы по распространению «налоговых каникул» на предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, снижению налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», а также определению по дополнительно установленным видам деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения, потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода.

При этом введение новых и корректировка действующих мер налогового стимулирования должны осуществляться исключительно после проведения детального анализа бюджетной эффективности соответствующих решений.

В рамках укрепления доходной базы консолидированного бюджета области также продолжится работа по проведению анализа предоставленных налоговых льгот на предмет их результативности и содействие сокращению задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в рамках межведомственных рабочих групп по увеличению наполняемости бюджета собственными доходами.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016-2018 ГОДЫ

Итоги реализации бюджетной политики

в 2014 году и начале 2015 года

В 2014 году и начале 2015 года бюджетная политика Челябинской области осуществлялась в условиях экономической турбулентности и главным образом была направлена на обеспечение устойчивости и эффективности региональной бюджетной системы.

С учетом этого основной задачей являлось поддержание сбалансированности областного бюджета, в том числе проводилась системная работа по укреплению его доходной части и ограничению темпов роста бюджетных расходов. В этих целях утверждены и реализуются План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики, а также План антикризисных мер на 2015-2017 годы.

Комплексная реализация указанных мер позволила обеспечить стабильное исполнение областного бюджета.

В целом расходы областного бюджета в 2014 году составили 116,9 млрд. рублей, что на 6,7% превышает уровень 2013 года. Основная часть средств в объеме 81,5 млрд. рублей направлена на расходы социального характера, доля которых в расходной части бюджета составила 70%. В том числе профинансированы все законодательно установленные меры социальной поддержки жителей области, обеспечено предоставление гарантированного набора государственных услуг в сфере образования и здравоохранения, продолжено развитие массового спорта, а также сферы культуры и искусства.

Особое внимание уделялось вопросам реализации социальных Указов Президента России от 2012 года. Расходы на эти цели в 2014 году составили 15,3 млрд. рублей, из которых на повышение оплаты труда в бюджетной сфере в соответствии с установленными «дорожными картами» направлено 12 млрд. рублей, на переселение граждан из аварийного жилого фонда 1,6 млрд. рублей, на ликвидацию очередей в детские дошкольные учреждения 1,5 млрд. рублей.

Несмотря на существенное увеличение нагрузки на расходную часть областного бюджета его дефицит по итогам 2014 года сократился втрое — с планируемых первоначально 12,3 до 4,3 млрд. рублей. По сравнению с 2013 годом он сократился более чем в 2,5 раза. Это позволило существенно ограничить темпы роста государственного долга Челябинской области. 

В 2015 году областной бюджет сохранил социальную направленность. В первом полугодии также отмечается положительная динамика его исполнения. Расходные обязательства области исполняются своевременно о чем говорит отсутствие по ним просроченной кредиторской задолженности. Все установленные бюджетным законодательством ограничения и требования соблюдаются.

В рамках решения задач по поддержанию ликвидности областного бюджета в 2015 году продолжена практика управления свободными остатками средств областных бюджетных и автономных учреждений, полученных ими для выполнения государственного задания. Дополнительно к этому реализован механизм предоставления отдельных целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам исходя из фактической потребности в их использовании. Таким образом, созданы дополнительные условия для укрепления возможностей областного бюджета по преодолению кассовых разрывов, возникающих в процессе его исполнения, что в свою очередь способствует минимизации объемов кредитных ресурсов, привлекаемых для финансирования дефицита областного бюджета.

Продолжена работа по обеспечению увязки стратегического и бюджетного планирования за счёт расширения применения программно-целевых инструментов. Впервые с 2015 года в рамках 32 областных государственных программ сформировано и исполняется большая часть расходов областного бюджета. По сравнению с 2014 годом их доля в общем объеме расходов увеличилась в 5,1 раза и составила 69%.

Достигнутые результаты являются существенным подспорьем для обеспечения перехода с 2016 года на новый принцип формирования и исполнения областного бюджета в «программном» формате. Для организации этой работы в текущем году внесены необходимые поправки в региональный закон «О бюджетном процессе в Челябинской области».

На более качественный уровень вышла работа по обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса в Челябинской области. В 2014 году впервые проект областного бюджета был представлен в доступной и понятной для широкого круга лиц форме в виде специально подготовленной брошюры «Бюджет для граждан». В 2015 году расширена практика реализации такого проекта, в том числе соответствующие наглядные материалы подготовлены к отчету об исполнении областного бюджета за 2014 год.

В рамках дальнейшего повышения прозрачности областного бюджета и информированности населения области о бюджетном процессе в 2015 году дан страт созданию специализированного интернет-портала «Открытый бюджет Челябинской области», целью которого является полномасштабное освещение актуальной информации о состоянии регионального бюджета и вовлечение граждан и организаций в процессы его формирования и исполнения в он-лайн формате.

Стабильные финансовые показатели, высокая ликвидность областного бюджета, а также низкий уровень долговой нагрузки позволяют сохранять в непростых условиях положительные рейтинги кредитоспособности Челябинской области.

Основные направления бюджетной политики на предстоящий период

В среднесрочной перспективе бюджетная политика области сохранит свои приоритеты и будет сконцентрирована на решении следующих основных задач.

1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета при условии снижения темпов роста долговой нагрузки Челябинской области.

В сложно прогнозируемой экономической ситуации в области сохранится принцип формирования проектировок областного бюджета исходя из консервативных оценок прогноза социально-экономического развития региона.

Также необходимо обеспечить дальнейшее сокращение бюджетного дефицита, плановый объем которого не должен превышать 10% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Дополнительным инструментом повышения качества бюджетного планирования, позволяющим обеспечить всестороннюю оценку, регулирование и минимизацию рисков несбалансированности областного бюджета, станет долгосрочный бюджетный прогноз Челябинской области, разработка которого предусматривается в 2016 году.

2. Оптимизация бюджетных расходов за счет повышения их эффективности.

В условиях недостатка средств именно результаты эффективности бюджетных расходов должны стать ключевым критерием при подготовки и принятии решений, формирующих расходные обязательства области.

В этой связи особо актуальны задачи повышения качества методики оценки эффективности бюджетных расходов, определения единых подходов к установлению индикативных показателей, обеспечивающих их объективность, а также увязки результатов соответствующей оценки с процессом подготовки обоснований бюджетных ассигнований.

3. Совершенствование и дальнейшее развитие программно-целевых инструментов бюджетного планирования.

Переход к формированию и исполнению областного бюджета на основе государственных программ безусловно создает необходимые условия для повышения обоснованности бюджетных расходов на этапе подготовки проекта бюджета за счёт расширения возможностей по оценке их эффективности.

Вместе с тем очевидна необходимость повышения качества государственных программ в части совершенствования их структуры и индикаторов.

Во-первых, речь идет об отсутствии в отдельных случаях взаимосвязи между индикативными показателями программ и их финансированием, что, в том числе, приводит к снижению объективности оценки качества реализации программ, а также к необоснованному завышению расходов на их реализацию.

Во-вторых, существует проблема определения самих индикаторов. Большинство показателей носит субъективный характер, то есть не ориентируется на существующую статистическую отчетность, что также не позволяет полноценно оценить результат выполнения государственных программ и, соответственно, эффективность бюджетных расходов по ним.

Для решения этих проблем необходимо:

- пересмотреть подходы к определению индикативных показателей с целью повышения их объективности и ориентированности на официальные источники подтверждения достигнутых результатов;

- обеспечить увязку объемов финансирования государственных программ с соответствующими индикативами;

- в полной мере задействовать механизм корректировки объемов финансирования (прекращения действия) государственных программ, имеющих по итогам отчетного года низкий уровень эффективности.

4. Повышение качества предоставления государственных услуг.

Одной из первоочередных задач в рамках повышения эффективности предоставления государственных услуг является обеспечение взаимоувязки государственных заданий и государственных программ с обязательной корреляцией их индикаторов с показателями объема и качества предоставления услуг.

Немаловажным является усиление текущего контроля и ответственности за выполнение государственных заданий.

Наличие по итогам года на счетах бюджетных и автономных учреждений остатков средств субсидий, выделенных из областного бюджета на выполнение государственных заданий, требует повышения качества планирования бюджетных ассигнований на эти цели с учетом реальной потребности в затратах для предоставления услуг.

Также в рамках систематизации процесса оказания государственных услуг перед органами исполнительной власти, являющимися учредителями областных бюджетных и автономных учреждений, стоит задача:

- завершения формирования ведомственных перечней государственных услуг и работ на основе соответствующих базовых отраслевых перечней, утвержденных на федеральном уровне; 

- расчета нормативных затрат в новом формате – с учетом общих требований, определенных федеральными отраслевыми органами исполнительной власти.

Основные подходы к планированию бюджетных ассигнований и

приоритеты бюджетных расходов

Особенности формирования расходной части областного бюджета на 2016 год обусловлены:

1) необходимостью соблюдения установленных в рамках соглашений с Минфином России ограничений на размер дефицита областного бюджета и объем государственного долга Челябинской области;

2) переходом к составлению и исполнению областного бюджета в разрезе государственных программ Челябинской области;

3) дальнейшей реализацией приоритетов бюджетной политики, сформулированных в социальных Указах и поручениях Президента Российской Федерации;

4) сохранением режима экономии бюджетных средств и продолжением работы по оптимизации непервоочередных расходов;

5) уточнением объема бюджетных ассигнований на 2016 год с учетом:

- повышения с 1 июля 2015 года окладов работников бюджетной сферы на 5%;

- индексации размеров социальных выплат в случаях, установленных законодательством;

- индексации с 1 сентября стипендиального фонда;

- индексации отдельных расходов, обеспечивающих бесперебойное функционирование учреждений бюджетной сферы, по прогнозируемому росту тарифов на коммунальные услуги, а также уровню инфляции;

- завершения срока действия отдельных нормативных правовых актов Челябинской области.

При определении структуры и объемов бюджетных ассигнований приоритетами бюджетных расходов являются:

1. Безусловное выполнение законодательно установленных мер социальной поддержки населения области.

2. Обеспечение равных возможностей для получения качественных образовательных услуг, включая развитие инфраструктуры общеобразовательных и дошкольных учреждений.

3. Улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению области, совершенствование лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

4. Развитие и повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса, создание благоприятной среды для развития малого предпринимательства.

5. Создание условий, обеспечивающих возможность жителей Южного Урала заниматься физической культурой и спортом.

6. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда области с целью обеспечения безопасности их проживания.

7. Развитие региональной дорожно-транспортной инфраструктуры.

Бюджетная политика в сфере управления

государственным долгом

Реализация возрастающих задач государственной политики в социальной и экономической сферах в условиях ограниченных бюджетных возможностей обуславливает ежегодный рост государственного долга Челябинской области по кредитам кредитных организаций.

Точкой отсчета возникновения и последующего увеличения объемов долговых обязательств области по коммерческим кредитам является 2012 год, характеризующийся началом реализации на территории Российской Федерации масштабных социальных проектов, существенно повлиявших на рост расходной части региональных бюджетов. 

В условиях недоступности достаточного объема бюджетных кредитов из федерального бюджета именно коммерческие кредиты, являясь наиболее мобильным и оптимальным инструментом заимствований, выступали основным источником финансирования дефицита областного бюджета.

При этом сдержанный подход к осуществлению областных государственных заимствований, обеспечивающий ежегодное сокращение изначально планируемых объемов привлечения кредитных ресурсов, позволяет сохранять долговую нагрузку Челябинской области на экономически безопасном уровне.

В целях оптимизации расходов бюджета, связанных обслуживанием государственного долга области, в 2014-2015 годах проведена работа с Минфином России по реструктуризации обязательств по ранее предоставленным из федерального бюджета кредитам на финансирование дорожного хозяйства, снижению процентной ставки до 0,1% по кредитам, привлеченным в связи с ликвидацией последствий засухи, а также по частичному замещению рыночных обязательств Челябинской области в сумме 1,2 млрд. рублей бюджетными кредитами под льготную процентную ставку в размере 0,1%. Дополнительно к этим мерам рефинансированы под более низкие процентные ставки обязательства по кредитам кредитных организаций в сумме 270 млн. рублей, изыскана возможность для досрочного погашения части ранее привлеченных банковских кредитов в сумме 780 млн. рублей.

На 1 октября 2015 года обязательства области по кредитам кредитных организаций сложились в объеме 19,1 млрд. рублей.

В целом объем государственного долга Челябинской области на 01.10.2015 г. составил 39,6 млрд. рублей. Наряду с обязательствами по коммерческим кредитам его структуру на 45% формируют условные обязательства по предоставленным в рамках реализации региональной инвестиционной политики государственным гарантиям, остальные 7% составляют обязательства по федеральным бюджетным кредитам.

Долговая политика Челябинской области в 2016 - 2018 годах будет направлена на повышение эффективности областных государственных заимствований при условии сохранения государственного долга Челябинской области на уровне, позволяющем обеспечивать его своевременное обслуживание и погашение.

Основными задачами долговой политики Челябинской области в среднесрочном периоде являются:

1) поддержание общего объема государственного долга области на уровне, не превышающем 50 процентов суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений;

2) рефинансирование (замена) долговых обязательств по коммерческим кредитам бюджетными кредитами с минимальными процентными ставками;

3) оптимизация структуры государственного долга области с увеличением доли долгосрочных инструментов;

4) минимизация стоимости обслуживания долговых обязательств области;

5) поддержание положительных кредитных рейтингов Челябинской области международными рейтинговыми агентствами.

В рамках решения обозначенных задач планируется реализация следующих мероприятий:

1) организация привлечения облигационных займов;

2) мониторинг рынка заимствований, принятие мер по рефинансированию существующих долговых обязательств на выгодных условиях;

3) открытие кредитных линий с целью подстраховки исполнения расходных обязательств области;

4) организация привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета для рефинансирования обязательств по рыночным заимствованиям;

5) обеспечение своевременного возврата и обслуживания долговых обязательств;

6) минимизация объемов заимствований за счет привлечения альтернативных источников финансирования расходов, в том числе дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета сверх утвержденного объема, а также средств, высвобождаемых в процессе экономии и оптимизации бюджетных расходов;

7) повышение текущей ликвидности бюджета, в том числе за счет использования механизмов временного заимствования свободных остатков средств областных бюджетных и автономных учреждений, полученных ими для выполнения государственного задания, а также по привлечению при необходимости краткосрочных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств бюджета;

8) взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами;

9) ограничение предоставления областных государственных гарантий.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений на 2016 год сформирована в условиях финансово-экономической нестабильности и сосредоточена на обеспечении сбалансированности областного и местных бюджетов, повышении заинтересованности муниципальных образований к наращиванию собственной доходной базы и эффективности предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

На формирование бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений на 2016 год оказали влияние следующие особенности федерального законодательства:

1) отсутствие в 2016 году изменений в разграничении расходных полномочий и доходных источников между областным и местными бюджетами;

2) предоставление субъектам Российской Федерации в 2016 году права перехода на однолетний бюджет с соответствующей корректировкой правил расчета межбюджетных трансфертов местным бюджетам;

3) возобновление действия с 1 января 2016 года установленного

Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения на размер предоставляемых из бюджета субъекта РФ иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, включая дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, в размере не более 10 % общего объема межбюджетных трансфертов за исключением субвенций.

Объем распределяемых законом об областном бюджете межбюджетных трансфертов местным бюджетам для обеспечения первоочередных расходов на 2016 год увеличен на 1,5 млрд. рублей по сравнению с 2015 годом. Существенное влияние на рост объемов финансовой помощи оказали следующие факторы:

- рост расходов местных бюджетов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы более чем на 2,2 млрд. рублей, в том числе с учетом ее повышения с 1 июля 2015 года на 5 %;

- обеспечение неснижения в 2016 году объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований по сравнению с утвержденными на 2016 год законом об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов для муниципальных образований, обеспечивших увеличение собственного налогового потенциала.

С учетом вступления в силу с 1 января 2016 года ограничения на максимальный размер дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов она заменена на субсидию местным бюджетам на частичное финансирование расходов на выплату заработной платы работникам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, оплату топливно-энергетических ресурсов, услуг водоснабжения, водоотведения, потребляемых муниципальными учреждениями. Предоставление указанных субсидий позволит решить проблемы сбалансированности местных бюджетов и соблюсти требования федерального законодательства.

В целях укрепления доходной базы местных бюджетов с 1 января 2016 года в бюджеты муниципальных районов и городских округов (городских округов с внутригородским делением) будут зачисляться доходы от уплаты государственной пошлины при предоставлении государственных услуг через многофункциональные центры в размере 50 процентов доходов областного бюджета от уплаты указанного налога. В результате собственная доходная база местных бюджетов в 2016 году увеличится более чем на 70 млн. рублей.

Кроме того, в 2016 году в бюджеты муниципальных районов продолжат поступать ранее переданные им дополнительные доходные источники в виде 50 процентов налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых и 50 процентов налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) на сумму около 0,6 млрд. рублей.

В целях повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2016 году предусматривается проведение ряда мероприятий:

- планируется продолжить практику применения механизма перечисления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность. Это позволит исключить наличие неиспользованного остатка средств на счетах муниципалитетов, а также обеспечит повышение эффективности и прозрачности расходов местных бюджетов;

- в местные бюджеты в виде дотаций, не имеющих целевого назначения, будет возвращено 50 процентов сэкономленных по итогам 2015 года средств, выделенных местным бюджетам в виде субвенций на осуществление переданных государственных полномочий. Это будет способствовать экономии средств областного бюджета и финансовому стимулированию муниципальных образований, оптимизирующих расходы местных бюджетов;

- предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, а также субсидий на частичное финансирование расходов на выплату заработной платы работникам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, оплату топливно-энергетических ресурсов, услуг водоснабжения, водоотведения, потребляемых муниципальными учреждениями, будет сопровождаться заключением с муниципальными образованиями соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, одним из условий которых будет обязательное согласование с Министерством финансов Челябинской области решения о привлечении кредитов кредитных организаций. Это позволить осуществлять контроль за долговой политикой муниципалитетов области, избежав роста необоснованной кредитной нагрузки.

Основной акцент в работе органов местного самоуправления в 2016 году должен заключаться в поддержании сбалансированности местного бюджета, а также в максимально эффективном использовании имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов и повышении качества управления муниципальными финансами. В этой связи органам местного самоуправления необходимо принять меры, направленные на:

- увеличение собственной доходной базы;

- финансирование в первоочередном порядке расходов на выплату заработной платы и оплату топливно-энергетических ресурсов;

- сокращение неэффективных расходов;

- сдерживание наращивания дефицита местного бюджета и объема муниципального долга.

Для решения указанных задач органам местного самоуправления необходимо:

- расширить практику временного заимствования свободных остатков средств муниципальных автономных и бюджетных учреждений для обеспечения ликвидности счетов местных бюджетов;

- в целях предотвращения возникновения дополнительных обязательств местных бюджетов при принятии распорядительных решений в отношении муниципальных унитарных предприятий учитывать возможные риски привлечения муниципального образования к субсидиарной ответственности в случае их банкротства.